€75 тысяч– такова цена топ-модели с полным набором последнего хайтека и электроники. Что это в эксплуатации – мечта автомобилиста или кошмар Mercedes’a?
Вопреки стремительности технического прогресса и шквалу инноваций, в глубинах нашего подсознания всегда есть место доле здового скепсиса по отношению к невидимой, но вездесущей электронике. И чем изощреннее функции электронных помощников в новинках автопрома, тем чаще мы задумываемся об их необходимости безотказности. Пожалуй, это достаточное основание для того, чтобы испытать в длительном тесте автомобиль, который вызывает сомнения даже у нашего поколения. Об этом свидетельствует запись в бортовом журнале, сделанная нашим испытателем: «Удивлюсь, если этот напичканный новшествами автомобиль пройдет долгосрочный тест без проблем».
У новехонького Е 320 GDI T Elegance, появившегося в декабре 2003 года под окнами нашей редакции, на борту было практически все, что упоминается в списке опций. Наряду с серийно устанавливаемыми тормозами SBC (управляющие команды передаются в виде электрических сигналов, а гидравлическая система предназначена только для экстренных случаев) об облегчение нашей жизни заботилась такая армия электронных помощников, что базовая цена автомобиля € 46 284 резко подскочила до € 75 145. И пошли мы на этот шаг сознательно, ведь на волне электронной эйфории появились оригинальные, но не продуманные до конца решения, которые для некоторых производителей закончились отзывными кампаниями.
Такие опции, как дополнительный обогрев, вентилируемые сидения с функцией массажа, парк-пилот, контроль дистанции Distronic, телевизор, навигационная система, климат-контроль, биксеноновые фары с функцией освещения поворота и доступ без ключа Keyless-Go, поднял цену до уровня S-класса. Логично, что универсал E 320 CDI тут же оказался среди наших служебных автомобилей. Йохамита Штата был собственный повод для радости: «Здесь важен не рабочий объем, а ньютон и его метры». Действительно, крутящий момент массивного дизеля в 500 Нм уже с 1800 оборотов позволяет напористую езду. При необходимости протектор задних колес вгрызается в асфальт и за 8,3 секунды разгоняет двухтонник до 100 км/ч. И только выраженный дефицит крутящего момента на самых низких оборотах диссонирует с большим рабочим объемом.
Глядя на этот рядный 6-цилиндровый двигатель, мы искренне грустим, ведь он последний в своем роде. Сейчас шесть цилиндров предлагаются только в V-образной форме, но это не должно расцениваться как недостаток, ведь новый 3-литровый агрегат в 320 GDI имеет мощность 224 л.с. Похоже, он станет таким же надежным, как и наш старинный приятель, который тихо и безропотно выполнял свои обязанности – даже при завершающей разборке механический износ не выявлен.
Чуть больше внимания требовала подвеска Airmatic, позволяющая вручную изменять настройку амортизаторов, жесткость пружин и дорожный просвет. Обычно используется стандартная настройка, но многие водители на скорости свыше 120 км/ч выбирают более жесткий, спортивный режим. В данном случае можно без ущерба для динамики сэкономить €1148, так как обычная подвеска у штуттгартцев тоже получается превосходно. Километры проходили, как в полете – Mercedes восхищал ходовыми качествами и силой. До тех пор, пока на пробеге 55 620 км не возник первый и, заметим, единственный сбой. Бортовой компьютер неожиданно выдал на дисплее предупредительное сообщение: «Функции комфорта отключены, но аккумулятор так и не оправился. Впоследствии его заменила аварийная служба Mercedes’a.
Недоверие к электронике получило новую пищу для размышлений, что и отразилось в бортовом журнале, Естественно, сколько жалоб на выходящую из строя электронику появится к концу теста? – задавался вопросом наш испытатель. Ведь кокпит напичкан бесчисленным количеством функций, как маленький самолет. В меню бортового компьютера идут бесконечные подменю, к тому же есть еще центральный блок Cornand - без инструкции по эксплуатации туда никто даже не заглядывает. Можно, конечно, просто сесть и поехать, но для автоматической проверки моторного масла придется полистать руководство толщиной с Библию.
В оригинальном руководстве 454 страницы текста - это уже слишком, тем более что полторы сотни добрых советов освобождают пассажиров от какой-либо личной ответственности. А предупреждения наподобие «Убедитесь, что, закрывая дверь, Вы никого не прищемите» или «Избегайте горячих напитков в подстаканнике, иначе Вы можете обжечься» только смешат...
Приблизительно два километра проводки в Е-классе лишь иногда вызывают недоразумения. Если появляется предупреждение о неисправности, в большинстве случаев помогает проверенный компьютерный трюк с перезагрузкой. Достаточно просто выключить систему и запустить заново - «ошибка» исчезает, как по мановению волшебной палочки. Чаще всего вводит в заблуждение автоматический контроль уровня масла. Если система требует долить один литр, то, как правило, хватает половины, чтобы прочитать сообщение «Уровень моторного масла в порядке». Кстати, щуп для проверки уровня масла отсутствует.
Хотя в автомобиле постоянно что-то издавало посторонние звуки, однако всегда готовые помочь, пусть и чересчур мудреные системы показали, что обещания Mercedes'a в отношении долгосрочной надежности выполняются, К концу теста я окончательно избавился от первоначального предубеждения относительно электроники и загрузил собственное сознание приятными впечатлениями.
Мнение читателя
• Ездить на таком автомобиле - это просто наслаждение, он буквально окружен аурой спокойствия и солидности. Из-за низкого шума в салоне кажется, что все, происходящее на дороге, где-то далеко. Стоимость этого автомобиля сопоставима со стоимостью приличной квартиры, но я уплатил эту сумму без колебаний, ведь Е-класс превращает мои ежедневные поездки в увлекательное путешествие.
Мнение читателя
• Езжу на Е-классе в течение десяти лет, сейчас уже на четвертом. Один из автомобилей пришлось сменить через 13 месяцев из-за постоянных дефектов. К нынешнему автомобилю претензий почти нет, кроме того, что светло-серая внутренняя обивка быстро потеряла свою чистоту и привлекательность, а приборная панель в деталях отражается в лобовом стекле. Из положительных моментов отмечу небольшой расход топлива, очень хорошую комплектацию, комфортабельную подвеску и компетентность специалистов СТО.
Мнение читателя
• В июне 2003-го я стал владельцем нового автомобиля Mercedes Е-класса. Полгода машина ездила, как и положено премиум-марке. Но потом... 22 посещения станций техобслуживания только для устранения дефектов! Тем не менее, я снова заказал Е-класс, ведь такого уровня комфорта другие автопроизводители не предлагают, а относительно качества Mercedes обещает улучшения и, как правило, держит свое слово.
Журнал Auto Bild №2